Аллея Славы ужурских железнодорожников
В августе 2013 года (в день празднования 65-летия Ужура) при участии районной и городской власти, ветеранов железнодорожного транспорта, общественности и жителей пристанционного посёлка в торжественной обстановке была открыта Аллея Славы ужурских железнодорожников. Она находится неподалёку от Центрального парка, который в советское время назывался Парк «Железнодорожник» (назван так, потому что в этой части города проживали и живут по сей день, в-основном, работники железной дороги и их семьи).
Сегодня на Аллее Славы размещены фотографии более 70 ветеранов железнодо-рожного транспорта Ужурского района – не только тех людей, кто имеет звание «Почётный железнодорожник», но и тех, кто многие годы работал на предприятиях железнодорожного транспорта в Ужуре.
Согласно справочника «Железнодорожные станции СССР», том 2 за 1981 год, станция Ужур существует с 1916 года, хотя железнодорожные пути ещё не дотянулись до Ужура.
Известно, что разрешения на постройку будущей Ачинско-Минусинской железной дороги, добилась Вера Арсеньевна Баландина – сибирячка, окончившая Сорбонну и преуспевшая на ниве научного труда. Её проект разработки угольных месторождений в Минусинском округе, предусматривавший строительство нового участка железной дороги привлёк вни-мание крупных московских предпринимателей.
В 1910 году начались, а в 1911 завершились изыскательские работы под будущую трассу. Весной 1913 года начались работы по отсыпке земляного полотна. Работы были приостановлены с началом Первой мировой войны.
К 1 января 1923 года железнодорожное полотно было уложено до ст. Ужур (155 км). Первый поезд в этот же день на станцию Ужур привели машинист паровоза Александр Андреевич Филиппов и помощник машиниста Александр Иконников.
В 1926 году было построено паровозное депо Ужур. В числе первых машинистов, которые водили поезда на участке Ужур – Ачинск-1, был Иван Васильевич Бирилов, который проработал в депо почти сорок лет!
В 1936 году в Ужуре был построен вагоноремонтный пункт, позднее преобразованный в вагоноремонтное депо, существующее по настоящее время.
Город Ужур статус города районного подчинения получил в 1953 году, благодаря развитию предприятий железнодорожного транспорта, на которых работало большинство жителей Ужура. Появились новые улицы, больница, школы, построен клуб железнодорожников, обустроен прекрасный парк, где находили себе занятия не только дети, но и взрослые жители Ужура с удовольствием проводили свободное время. Позже появился стадион «Локомотив».
На предприятиях железной дороги трудились сплочённые коллективы, среди которых было немало семейных династий.
Но время бежит неумолимо, стирая из людской памяти большую часть былого. Уходят из жизни старожилы, которые многое могли бы рассказать, а новое поколение многие события из истории станции уже не застали.
Нет уже и знаменитого клуба «Железнодорожник», который простоял 88 лет до пожара в 2014 году.
За высокие показатели в работе железнодорожники станции Ужур награждались государственными и ведомственными наградами. В описании одной из наиболее почётных сказано:
«Почётный железнодорожник» - ведомственный знак МПС СССР, МПС Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации, которым награждаются работники федерального железнодорожного транспорта за наивысшие и стабильные результаты труда, разработку и внедрение достижений науки, техники и прогрессивной технологии, являющихся большим вкладом в развитие и совершенствование деятельности железнодорожного транспорта, также за самоотверженные действия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, жизни пассажиров, сохранности грузов, багажа и другого вверенного имущества.
Первый, кто получил знак «Почётный железнодорожник» на станции Ужур, был машинист паровоза Кузнецов Николай Алексеевич – участник Всесоюзного сове-щания железнодорожников в Москве в 1936 году, где ему и была вручена эта награда.
За прошедшие со дня учреждения награды, годы по неполным сведениям ею удо-стоены более 60-ти ужурских железнодорожников.
Фамилий можно называть много. Это семейная династия Пузовых из локомотивного депо.
Пузов Валентин Андреевич работал мастером заготовительного цеха в депо с 1952 по 1994 годы. По его стопам пошёл сын.
Ни одну тысячу километров отсчитали колёса тепловозов, ведомые братьями Нартовыми Иваном и Ильёй Александровичами.
В вагонном депо пользуется авторитетом чета Исаевых: Сергей Иванович работал бригадиром, Елена Васильевна инженером. Их общий трудовой стаж составляет более 80 лет.
Сегодня железнодорожники, и не только, помнят имена участников ВОВ Герасименко Петра Максимовича и отметившей недавно свой 90-летний юбилей Мирошниченко Марии Даниловны.
Железнодорожники – это не только те, кто водит поезда и тепловозы, ремонтирует пути, но и те, кто обеспечивает их семьям комфортное существование, организует досуг, следит за здоровьем. Запечатлены на Аллее Славы и такие люди. В их числе Дубов Илья Алексеевич, доктора и медсёстры: Закарюкин Владимир Григорьевич, Морозова Валентина Георгиевна, Марченко Нина Кузьминична.
Учителя, трудившиеся в школе железнодорожного посёлка: Серова Антонина Петровна, Калинкина Раиса Никифоровна.
Не один год наставниками трудящейся на предприятии молодёжи были: Бобров Михаил Григорьевич, Гончаров Владимир Владимирович, Назарько Василий Данилович, Налобина Ленина Петровна, Карюгин Анатолий Николаевич, Пеньков Егор Васильевич, Реутов Виктор Васильевич, Скок Галина Васильевна, Солодилов Евгений Алексеевич.
На Ужурской земле выросли многие династии железнодорожников, представители которых своим трудом прославили наш район. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Аллея Славы железнодорожников будет пополняться новыми фотографиями тружеников предприятий железнодорожного транспорта.